Microsoft Office 2000
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по курсу “Математика и информатика” 
для специальности “Филология” – 021700,
5 семестр: лекции 18 часов, практические занятия 36 часов, зачет

  1. Пояснительная записка

Курс "Математика и информатика" для студентов специальности "филология" преподается в течение 4-го, 5-го и 6-го семестров и состоит из двух частей: информатики и математики. Лекционный материал дается с учетом опыта информатизации гуманитарных наук. Целью курса (5 семестр) является знакомство студентов с принципами построения моделей, баз данных и статистических таблиц с учетом ограничений, порождаемых особенностями гуманитарного знания. 

Задачи курса "Математика и информатика" (5 семестр):
  • разъяснение основных терминов и понятий;
  • показ системных связей терминов и понятий в общем курсе "Матема-тика и информатика";
  • формирование у студентов практические навыки построения модели, структурирования первичных данных, овладения современными информационными технологиями применительно к задачам хранения и анализа структурированных данных, необходимыми филологу в его учебной и профессиональной деятельности.
Требования к знаниям и умениям студентов:
Студент должен знать:
  • понятие модели, основные принципы формализации, специфику моделирования данных для различных видов документов;
  • первичные данные, сводные данные;
  • назначение электронных таблиц;
  • изменение вида экрана, установку локальных и глобальных параметров;
  • технологию форматирования содержимого ячейки;
  • технологию абсолютной и относительной адресации;
  • технологию создания имени ячейки, диапазона ячеек, использования имен в формулах;
  • технологию использования Мастера функций;
  • технологию построения и корректировки диаграмм;
  • технологию использования списка;
  • понятия сортировки, фильтра;
  • типологию баз данных;
  • понятия: базы данных, банки данных, реляционные базы данных;
  • стратегию информационного поиска в машиночитаемых базах данных;
  • технологию ввода запросов в автоматизированных информационных системах;
  • методику корректировки стратегии поиска по результатам работы автоматизированной системы;
  • основные типы программ, используемых в гуманитарных исследованиях;
  • операции обмена информацией.
Студент должен уметь:
  • строить простую информационную модель;
  • подбирать тип прикладного программного обеспечения, соответствующий определенной модели данных;
  • ориентироваться в видах прикладных программ;
  • настраивать рабочую среду приложения для выполнения конкретных задач;
  • выделять смежные и несмежные диапазоны ячеек, листов;
  • использовать встроенные функции автозаполнения, автозавершения, выбор из списка;
  • создавать формулы, используя услуги Мастера формул;
  • структурировать и анализировать данные;
  • выполнять графическую обработку;
  • проводить сортировку, фильтрацию и поиск данных;
  • решать простейшие задачи статистической обработки данных в приложении Microsoft Excel;
  • создавать базы данных, используя услуги Мастера и Конструктора;
  • разрабатывать схему данных и создавать структуру реляционной базы данных;
  • изменять структуру таблиц;
  • вводить и редактировать данные;
  • создавать пользовательские формы ввода данных;
  • осуществлять сортировку и фильтрацию информации в базе данных;
  • формировать запросы для поиска и отбора данных;
  • составлять отчеты, используя СУБД Microsoft Access;
  • создавать документы, используя подготовленные данные в различных прикладных программах;
  • внедрять объекты и создавать связанные документы.
  1. Тематический план

Темы

Лекции

Формы контроля

1.      

Понятие модели, математическая, реляционная, информационная модели, модели данных

2

Разбор на практ. зан.

2.      

Специфика моделирования данных для различных видов документов

2

 

3.      

Основные типы прикладного программного обеспечения используемого в гуманитарных исследованиях

2

Разбор на практ. зан.

4.      

Возможности электронных таблиц для работы со структурированными данными

4

Разбор на практ. зан.

5.      

Базы данных: технология баз данных, реляционная база данных, основные этапы работы с реляционной базой данных

4

Разбор на практ. зан.

6.      

Обмен данными между программами

2

Семестровые работы

7.      

Информационные ресурсы в образовании

2

Разбор на практ. зан.

 

ИТОГО

18

Ком/тест

Практикум проводится на базе двух компьютерных классов, оснащенных современными компьютерами (с доступом к глобальной сети Интернет).

Темы практических занятий

вверх