|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
|
по курсу “Математика и информатика”
для специальности “Филология” –
021700,
5 семестр: лекции 18 часов, практические занятия 36 часов, зачет
|
- Пояснительная записка
Курс "Математика и информатика" для студентов специальности "филология" преподается в течение 4-го, 5-го и 6-го семестров и состоит из двух частей: информатики и математики. Лекционный материал дается с учетом опыта информатизации гуманитарных наук. Целью курса (5 семестр) является знакомство студентов с принципами построения моделей, баз данных и статистических таблиц с учетом ограничений, порождаемых особенностями гуманитарного знания.
|
Задачи курса "Математика и информатика" (5 семестр):
- разъяснение основных терминов и понятий;
- показ системных связей терминов и понятий в общем курсе "Матема-тика и информатика";
- формирование у студентов практические навыки построения модели, структурирования первичных данных, овладения современными информационными технологиями применительно к задачам хранения и анализа структурированных данных, необходимыми филологу в его учебной и профессиональной деятельности.
|
Требования к знаниям и умениям студентов:
Студент должен знать:
- понятие модели, основные принципы формализации, специфику моделирования данных для различных видов документов;
- первичные данные, сводные данные;
- назначение электронных таблиц;
- изменение вида экрана, установку локальных и глобальных параметров;
- технологию форматирования содержимого ячейки;
- технологию абсолютной и относительной адресации;
- технологию создания имени ячейки, диапазона ячеек, использования имен в формулах;
- технологию использования Мастера функций;
- технологию построения и корректировки диаграмм;
- технологию использования списка;
- понятия сортировки, фильтра;
- типологию баз данных;
- понятия: базы данных, банки данных, реляционные базы данных;
- стратегию информационного поиска в машиночитаемых базах данных;
- технологию ввода запросов в автоматизированных информационных системах;
- методику корректировки стратегии поиска по результатам работы автоматизированной системы;
- основные типы программ, используемых в гуманитарных исследованиях;
- операции обмена информацией.
|
Студент должен уметь:
- строить простую информационную модель;
- подбирать тип прикладного программного обеспечения, соответствующий определенной модели данных;
- ориентироваться в видах прикладных программ;
- настраивать рабочую среду приложения для выполнения конкретных задач;
- выделять смежные и несмежные диапазоны ячеек, листов;
- использовать встроенные функции автозаполнения, автозавершения, выбор из списка;
- создавать формулы, используя услуги Мастера формул;
- структурировать и анализировать данные;
- выполнять графическую обработку;
- проводить сортировку, фильтрацию и поиск данных;
- решать простейшие задачи статистической обработки данных в приложении Microsoft Excel;
- создавать базы данных, используя услуги Мастера и Конструктора;
- разрабатывать схему данных и создавать структуру реляционной базы данных;
- изменять структуру таблиц;
- вводить и редактировать данные;
- создавать пользовательские формы ввода данных;
- осуществлять сортировку и фильтрацию информации в базе данных;
- формировать запросы для поиска и отбора данных;
- составлять отчеты, используя СУБД Microsoft Access;
- создавать документы, используя подготовленные данные в различных прикладных программах;
- внедрять объекты и создавать связанные документы.
|
- Тематический план
|
№
|
Темы
|
Лекции
|
Формы контроля
|
1.
|
Понятие модели,
математическая, реляционная,
информационная модели, модели
данных
|
2
|
Разбор на практ. зан.
|
2.
|
Специфика моделирования
данных для различных видов
документов
|
2
|
|
3.
|
Основные типы прикладного
программного обеспечения
используемого в гуманитарных
исследованиях
|
2
|
Разбор на практ. зан.
|
4.
|
Возможности электронных
таблиц для работы со
структурированными данными
|
4
|
Разбор на практ. зан.
|
5.
|
Базы данных:
технология баз данных,
реляционная база данных, основные
этапы работы с реляционной базой
данных
|
4
|
Разбор на практ. зан.
|
6.
|
Обмен данными между
программами
|
2
|
Семестровые работы
|
7.
|
Информационные ресурсы в
образовании
|
2
|
Разбор на практ. зан.
|
|
ИТОГО
|
18
|
Ком/тест
|
|
Практикум проводится на базе двух компьютерных классов, оснащенных современными компьютерами (с доступом к глобальной сети Интернет).
|
Темы практических занятий
|
|