Тема 1. Основания математики
1. История развития математики.
2. Обозначения чисел и история систем счисления.
3. Понятие системы счисления.
4. Практикум.
Лабораторная работа
№ 1. Системы счисления
Цели:
В результате прохождения занятия студент должен:
- знать:
- основные определения (система счисления, основание системы счисления, база системы);
- примеры позиционных и непозиционных систем счисления;
- правила перевода из одной системы счисления в другую;
- правила создания формул, вызова функции в приложении MS Excel;
- уметь:
- применять правила перевода из одной системы счисления в другую;
- использовать инструментарий приложения MS Excel.
Рекомендации:
- прочитать материал электронного учебного пособия;
- разобрать примеры;
- разобрать материал презентации по данной теме;
- выполнить задания, используя приложение MS Excel.
Задания:
- Какое число следует за числом 1114 в 4-ричной системе счисления?
- Какое число предшествует числу 108 в 8-ричной системе
счисления?
- Запишите в развернутом виде числа 657, 199810,
1AF1H20.
- Найдите минимальное основание системы счисления , если в ней записаны все следующие числа 432, 120, 111,
2331.
- Какое из чисел больше: 510 или 58, 11112
или 11118?
- Переведите в десятичную систему счисления числа, записанные в двоичной системе счисления:
1; 101; 10000; 1000101010; 11001011.
- Какое максимальное число можно записать в двоичной системе счисления
пятью цифрами.
- Переведите в двоичную систему счисления десятичные числа:
10; 20; 100; 200; 1000.
- Переведите десятичные числа: 27; 168; 134; 612 в двоичную и восьмеричную системы
счисления.
- Определите максимальное и минимальное из чисел: 1324;
1325; 1326; 1327.
- В саду 100 фруктовых деревьев, из которых
33х - яблони,
22х - груши, 16х - сливы, 17х - вишни.
Основание системы счисления (значение x) равно:
а) 2; б) 4; в) 6; г) 9; д) 10.
Задания к самостоятельной работе:
- Перевести данное число из десятичной системы счисления в двоичную,
восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления.
- Перевести данное число в десятичную систему счисления.
- Сложить числа.
- Выполнить вычитание.
Примечание. В заданиях проверять правильность вычислений переводом исходных
данных и результатов в десятичную систему счисления.
Вариант 1:
- а) 666(10); б) 305(10); в) 153,25(10); г) 162,25(10); д) 248,46(10).
- а) 1100111011(2); б) 10000000111(2); в) 10110101,1(2); г) 100000110,10101(2); д) 671,24(8);
е) 41A,6(16).
- а) 10000011(2)+1000011(2); б) 1010010000(2)+1101111011(2); в) 110010,101(2)+1011010011,01(2);
г) 356,5(8)+1757,04(8); д) 293,8(16)+3CC,98(16).
- а) 100111001(2)-110110(2); б) 1111001110(2)-111011010(2); в) 1101111011,01(2)-101000010,0111(2);
г) 2025,2(8)-131,2(8); д) 2D8,4(16)-A3,B(16).
- а) 1100110(2)? 1011010(2); б) 2001,6(8)? 125,2(8); в) 2C,4(16)? 12,98(16).
- а) 110011000(2) : 10001(2); б) 2410(8) : 27(8); в) D4A(16) : 1B(16).
Вариант 2:
- а) 164(10); б) 255(10); в) 712,25(10); г) 670,25(10); д) 11,89(10).
- а) 1001110011(2); б) 1001000(2); в) 1111100111,01(2); г) 1010001100,101101(2); д) 413,41(8); е) 118,8C(16).
- а) 1100001100(2)+1100011001(2); б) 110010001(2)+1001101(2);
в) 111111111,001(2)+1111111110,0101(2); г) 1443,1(8)+242,44(8); д) 2B4,C(16)+EA,4(16).
- а) 1001101100(2)-1000010111(2); б) 1010001000(2)-1000110001(2);
в) 1101100110,01(2)-111000010,1011(2); г) 1567,3(8)-1125,5(8); д) 416,3(16)-255,3(16).
- а) 100001(2)? 1001010(2); б) 1723,2(8)? 15,2(8); в) 54,3(16)? 9,6(16).
- а) 10010100100(2) : 1100(2); б) 2760(8) : 23(8); в) 4AC(16) : 17(16);
Вариант 3:
- а) 273(10); б) 661(10); в) 156,25(10); г) 797,5(10); д) 53,74(10).
- а) 1100000000(2); б) 1101011111(2); в) 1011001101,00011(2);
г) 1011110100,011(2); д) 1017,2(8); е) 111,B(16).
- а) 1110001000(2)+110100100(2); б) 1001001101(2)+1111000(2);
в) 111100010,0101(2)+1111111,01(2); г) 573,04(8)+1577,2(8); д) 108,8(16)+21B,9(16).
- а) 1010111001(2)-1010001011(2); б) 1110101011(2)-100111000(2);
в) 1110111000,011(2)-111001101,001(2); г) 1300,3(8)-464,2(8); д) 37C,4(16)-1D0,2(16).
- а) 1011010(2)? 1000010(2); б) 632,2(8)? 141,34(8); в) 2A,7(16)? 18,8(16).
- а) 111010110(2) : 1010(2); б) 4120(8) : 23(8); в) 4F8(16) : 18(16);
вверх